Как самому оценить "крыло"
При выборе парашюта следует особое внимание обращать на следующие его характеристики:
1) Количество секций (7,9,11) и соотношение хорды к размаху "крыла" (называется это aspect ratio, или, по-русски, удлинение);
2) Материал, из которого изготовлены "крыло" (F-111, ZP, комбинированные купола) и стропы (дакрон, кевлар, микролайн);
3) Форма (строго прямоугольная, эллиптическая и пр.).
Количество секций купола и удлинение.
Количество секций является одной из важных характеристик, по которым определяется тип "крыла". От количества секций зависит их удлинение, а оно, в свою очередь, влияет на скорость и маневренность парашюта. Так, например, семисекционные купола имеют удлинение, в среднем, 2,0 (в зависимости от модели, может варьироваться от 1,9 до 2,25). При этом они развивают относительно небольшую горизонтальную скорость, теряют в разворотах меньше высоты, их труднее ввести в свал, они быстро останавливаются. Семисекционные парашюты гораздо более устойчивы на всех режимах работы строп управления, что особенно ценно для прыжков на точность приземления.
Девятисекционные купола имеют удлинение 2,6 (также, в зависимости от модели, может варьироваться от 2,4 до 3,18). При подобном удлинении "крыло" имеет большую горизонтальную скорость, гораздо быстрее входит в развороты, в которых теряет больше высоты, чем семисекционные парашюты, его гораздо легче ввести в режим свала, перед торможением такое "крыло" имеет тенденцию планировать какое-то время, пока не потеряет горизонтальную скорость при приземлении.
В настоящее время подавляющее большинство парашютов составляют девятисекционные "крылья", так как это наиболее оптимальный вариант. Несколько лет назад выпускался так же одиннадцатисекционный купол AR-11, но такой купол оказался не совсем удачным, так как слишком большое удлинение стало влиять на его устойчивость, и в связи с этим производство подобных парашютов было решено прекратить.
Ткань и стропы.
До начала 90-х годов купола шились из ткани низкой проницаемости F-111 (или PF-2500 во Франции), позднее также стали использовать и ткань нулевой проницаемости ZP-3 (PF-3000 во Франции). На сегодняшний день выпускаются купола как из F-111, так и из ZP-3, плюс комбинированные купола, сшитые из этих двух видов ткани. Купола из нулевых тканей имеют самые лучшие полетные характеристики, к тому же, нулевая ткань позволяет использовать купол меньшей площади для того же веса.
В 80-х годах большая часть куполов имела стропы из дакрона (у нас это еще называлось капроном), и только некоторые купола имели стропы из кевлара (почти тоже самое что СВМ). Дакроновые стропы были более толстыми, но могли растягиваться, смягчая нагрузку при раскрытии. Кевлар позволил сделать стропы более тонкими, но от этого они получались жесткими и не пружинили при открытии, кроме того, они и стоили дороже.
В 90-х годах появились стропы из микролайна, которые были в несколько раз прочнее и при этом тоньше предыдущих двух. В настоящее время на большинстве спортивных и запасных парашютах используются стропы именно из микролайна.
Форма "крыла"
До начала 90-х годов все "крылья" имели практически одинаковую форму - прямоугольник с большим или меньшим удлинением. Потом их стали немного зауживать по краям. Одним из первых серийных непрямоугольных парашютов стал "Blue Track", производства фирмы "Parachute de France", который благодаря своей форме - широкой в центре и зауженной к краям - стал более маневренным и скоростным. Оказалось, что при соответствующем разгоне такой купол позволяет выполнить при приземлении подлет до 20-30 метров. Благодаря новой форме, стало возможным использовать парашют меньшей площади для того же веса.
Дальнейшим развитием этой идеи стали эллипсообразные купола, которые начали серийно выпускаться в Америке. У эллиптических куполов, изготовленных из тканей нулевой проницаемости, повысились скорость и маневренность, и на сегодняшний день подобные парашюты являются все еще самыми популярными. Правда, нужно отметить, что прыжки с такими парашютами требуют большого опыта: ошибки в пилотировании эллипсообразного "крыла", особенно на малой высоте, могут привести к очень серьезным последствиям.
Инна Рождественская.
|
|