Логотип экстрим.бу Логотип экстрим.бу Логотип экстрим.бу  
Логотип экстрим.бу Логотип экстрим.бу Логотип экстрим.бу
  

Проект клуба Extreme.by «Полеты на реактивных самолетах»



Сколько раз с замиранием сердца я наблюдал авиационные шоу, на которых летчики спорили с земным притяжением, выполняя маневры: "колокол", "кобра", "бочка", "вираж", "мертвая петля", "пике" и многие другие. Дух захватывало от их головокружительных кульбитов, когда стремительные машины пикировали вниз и вновь взмывали в небеса.



Нет, стоп, это не мои мысли. Дух захватывало от мысли «если бы это делал я!». Я хочу так же (потому что это страшно, опасно, труднодостижимо, и вообще редкость), хочу испытать те же чувства (что они чувствуют? Почему летают?), хочу доказать себе что могу (физически, эмоционально, психологически)! Что у меня получиться, что я не хуже! Что я, именно я сделаю это! Не пассажиром, а пилотом – покорителем неба!!

С такими мыслями и чувствами я начинал проект «полеты на реактивных самолетах». Цель - самому испытать свободу полета, проверить стойкость организма к перегрузкам и на способность думать и принимать решения в критических ситуациях.

И к моему удивлению, единомышленники, желающие совершить такие полеты с возможностью управления с фигурами высшего пилотажа нашлись буквально в течение недели (оказалось, что многие в детстве мечтали о небе). Была достигнута договоренность о полетах на высокоманевренных реактивных дозвуковых самолётах Л-39 Альбатрос, под управлением опытнейших пилотов-инструкторов пилотажной группы «Русь», чьи показательные выступления постоянно поражают мастерством и зрелищностью гостей международных аэрокосмических салонов.



Начались сборы - самая долгая часть пути, особенно когда так горишь от нетерпения. Наконец-то все приготовления закончены: обмундирование загружено, заботы оставлены за бортом, настроение хорошее. Пятница, 5 часов вечера - мы уже мчимся на Каравелле к своей мечте, периодически оплачивая платный проезд . До самолетов остается несколько часов езды.



Не смотря на то, что команда из 8 человек встретилась за неделю до полетов в первый раз, дорога получилась очень душевной и веселой. В багажнике призывно звенели бутылки с напитками (пиво, водка, виски, коньяк, желательно не перемешивать)… Но всех заранее предупредили, что после сильного алкоудара, переносить нагрузки крайне тяжело (я это понял в воскресение – хорошо, что мы отлетали в субботу). Поэтому, немного спиртного, «Поломанная спичка», «машина врезается в дерево», «я никогда не делал …» и дорога летит не заметно. Но нашелся таки среди нас «герой - добрый молодец», который счел возможным пренебречь советом: с каждым километром Андрей становился все веселее и веселее, охотно вступая в доверительные беседы и давая лаконичные, но емкие советы: то водителю, то мне, со сразу всем. На немой вопрос о завтрашнем состоянии, Андрюша, открывая очередную бутылку пива, каждый раз с уверенностью нам отвечал: «Это вам всем может плохо быть, а у меня же гены, у меня дед- летчик». Мы решили посмотреть, сработает ли генетическая память.



Не поддавшись на уговоры заскочить на «программу» в «чудесный, ждущий, ночной город Смоленск», мы уже около 10 часов прибыли в охотничью усадьбу «Оленья» (уютнейший деревянный домик с огромным камином, рогами и шкурами по стенам), где после легкого ужина, более- менее трезвыми и уставшими легли спать. Завтра нас ждал судьбоносный день.



Наступило утро. Известие о весне, пришедшей в Париж, не особенно вдохновляло . В Вязьме была настоящая русская зима – снежные заносы, -14С и порывистый пронизывающий боковой ветер около 10м/с. Позавтракав по настоянию бывалых довольно плотно, мы около 10 утра уже сидели в автобус - от аэродрома теперь отделяло всего двадцать минут езды. И от сознания этой близости начинали одолевать неуверенность и смятение.



Не смотря на то, что проблемы с желудком начались уже сразу после завтрака, первый страх охватил меня, когда, еще только подъезжая к ЦУПу, я попытался остановить машину и нажал на тормоз. Каравелла продолжала с прежней скоростью плыть дальше по толстой корке льда, только с заблокированными колесами, а ведь это была наша взлетно-посадочная полоса… и полеты никто не отменял. Народ же находился в предвкушении экстрима полетов и весело галдел, поэтому такими «мелочами» я беспокоить их не стал (меньше знаешь - спокойнее летишь).



Встретил нас начальник центра – подполковник Казимир Тиханович: показал аэродром, рассказал о не простой судьбе аэроклуба, насчитывающей уже 45 лет. Нас заверили в том, что мастерства летчиков хватит отлетать даже в таких жестких погодных условиях.



Теоретическая часть: сидим перед плакатом с изображением приборов, еле сдерживая желание поскорее залезть в самолет. Но без предварительного инструктажа туда ни кто не пустит. Комбинация мимики инструктора и многократного «А это вам тоже трогать не надо» прозрачно намекала на наш любительский пилотажный уровень. Красной нитью всей лекции проходила следующая мысль: «кислород» - слева, пакет-справа!! Дело в том, что так называемый «пакет»(от англ. the paket) - это доработка(ноу-хау) вяземских специалистов в области комплектации места второго пилота, так сказать новое слово в коммерческих полетах на реактивных самолетах. Благодаря этому незамысловатому, но очень нужному устройству полеты проходят на много(иногда очень много) легче.



На медосмотре некоторые теряли сознание ;-), просились в WC, умоляли не летать , потом опять в WC, но после краткого мужского разговора, нас снова 8, и мы все готовы лететь. (наш «герой», как ни странно, тоже). И все дружно двинули к тренажеру катапульты…..



Попрыгав на этой штуке(«ты куда, Олег?»), мы перешли в предполетный класс, где за каждым из нас закрепили пилота – инструктора.



Для начала каждому была предложена стандартная программа с еще непонятными тогда словами: Виражи(30,45), пикирование – горка (30,45), петля, полупетля, бочки (право, лево), боевой разворот.



В любой момент, почувствовав себя суперменом, фигуры можно было существенно усложнить. Одна из самых сложных фигур высшего пилотажа «Колокол» еще до начала полетов была включена в программу бывалому экстрималу - Сергею Усову.
Посидев и освоившись в тренировочном (копией настоящего) самолете, там все очень легко и понятно: пакет – справа, кислород – слева , мы стали ждать вылета.



Дело в том, что даже обычно, начиная с ветра сильнее 10м/с полеты отменяются. А тут еще ледяная взлетная полоса, слабая видимость. Но мы же экстрималы! Сказано – сделано (переговорено). И дождавшись, когда ветер спал чуть менее 10м/с –все таки дали разрешение на вылет!!



Первая четверка наших с криком «банзай !!!» рванула к самолетам. Ввиду недостаточной видимости, а также нашей неопытности групповые фигуры не выполнялись – только фигуры простого и высшего пилотажа. На первый раз- это более чем достаточно.




Kazak:


Усевшись на место второго пилота, я ждал вылета, сердце учащенно билось – у меня же дед не летчик!! – однако, узнав знакомые мне устройства облегчения, стало чуточку легче .
Во время предполетного общения с пилотом, он мне подробно объяснял как выполнять тот или иной элемент (в тот момент я недоумевал – зачем мне это ?)
И вот, я в начале взлетной полосы, Николай (так звали моего пилота) рассказывает про какие-то противозаносные системы. Я не обращаю внимания (хотя помню, как тормозила Каравелла)- жду взлета. Говорите, у природы нет плохой погоды? Тогда точно была… И вот, понеслась!! мы начали разгоняться. Разгон так себе, субъективно – на мотике быстрее, резче, но когда самолет(массой 5тн) при этом постоянно заносит и норовит стать поперек полосы – становится страшновато, к тому же, тут довольно высокая посадка. (хорошо, что он не колесами разгоняется, а то никуда бы не полетели) Дальше – хуже: оторвавшись от земли, нас трясет очень сильным боковым ветром, и происходит тот же занос, только плюс еще занос по вертикали, я чувствую, что пилоту приходится постоянно корректировать по горизонтали и вертикали. Но мы летим, летим!!!



Поднявшись на 1км, где ветра уже нет и видимость отличная, страх совсем ушел, я начинаю осваиваться и осматриваться по сторонам. Боже!!! на какой малютке я согласился лететь: кажется, что до конца крыла можно достать рукой. Он совсем, совсем маленький. Прилетев в зону пилотирования, Николай начинает программу. «Дима, как самочувствие?» А меня аж прет от какого то непонятного чувства гордости, свободы, блаженства. Понимаю, что ему надо что то ответить – «Хорошо». Он начинает комментировать: «крен 45, пошел вираж, вправо, выравниваю, теперь то же влево, теперь, крен 60 – «восьмерку», теперь – ты» Я сижу, наслаждаюсь пейзажем, мы на высоте 4,4км, в салоне тепло, даже уютно. СТОП!!! прилетели!! Как это я? Что я? В наушники шлема говорит: «Бери управление на себя, я отпускаю» Сижу, хлопаю глазами, что делать? Какое управление? У меня только на автотранспорт все категории открыты. «Отпустил» а что делать – типа беру управление на себя. Сначала аккуратненько так его покачал самолет – смотрю, слушается, дальше посильнее – опять слушается. И вот тут, именно тут начинается настоящая песня: не тогда, когда просто сидишь сзади, не тогда когда сильные перегрузки, а тогда, когда ты сам все это делаешь, когда сам им управляешь – когда сам летишь. Но красота вокруг на этом для меня закончилась – теперь все внимание на приборах.



А Николай как заведенный: крен 45, пошел вправо, выравнивай, теперь влево 45, теперь, крен 60 и «восьмерку», беру управление на себя – показываю пикирование-горку» Пускаю штурвал, внутри какая то пустота – как будто самое ценное забрали, жалко так, вроде начало немного получаться. Следующая фигура – пикирование и горка. «Крен 30, угол - 45,(вот тут у меня первый раз действительно ёкнуло – в начале фигуры самолет как будто камнем вниз падает) полная скорость 650км/ч, перегрузка 4G, теперь на себя, угол 45, скорость 300км/ч, теперь ты» Перегрузки сильные, но впечатления от них никаких. Только не забывать пресс напрягать вовремя, а так не сравнить с управлением. В этот раз мне уже легче, сделал раз, сделал еще раз но уже с уголом 60.



По сторонам успеваю смотреть только когда не пилотирую, когда же управляешь времени – даже секунды не остается. Дальше – петля, полупетля. В принципе, к этому моменту я уже начал понимать(но еще не до конца поверил), что самолет маневренный, первый пилот – надежный, места вокруг – вагон, да и с управлением у меня уже не плоха начало получаться. И тут, Николай очень резко, за пару секунд делает полубочку (это был самый страшный момент за все полеты), далее полный круг с углом 30/45, макс/мин скорость 700/200км/ч, перегрузка 5,5G. Только приборы непонятно прыгают в ключевых точках. Когда после верхней точки начинает накатывать земля – вид просто потрясающий, тогда я пожалел, что не взял фотик. Проделываю все тоже самое, под чутким руководством инструктора, слегка путаюсь на входе/выходе из фигуры - небо то здесь, то там, смешано все как то.
Теперь «бочки»: Николай управляя, для меня говорит: угол 15(что б не клевало носом), максимальный крен право. Два оборота – и мы опять летим ровно. «Теперь ты» Задираю нос до 15, и резко вправо – самолет очень предсказуемо, очень быстро выполняет два оборота, и .. с выходом я опять щелкнул – чуть проскочил. «Еще раз», говорю инструктору, - «Давай, резче, четче» Далее я делаю две бочки вправо, две влево. Полный контроль над самолетом!!! Он послушный как велосипед!! Резкий, но предсказуемый, быстрый и управляемый. Появляется какая то эйфория, радость, чувство того, что ты это можешь!!!
После этого вера в самолете, в инструкторе, в небе, окончательно утвердилась. Я почувствовал, что могу на них положиться, довериться им. «Дима, как ты себя чувствуешь?», меня трясет от счастья «Хорошо», «Время закончилось, летим домой» А мне казалось, что мы только прилетели, время летит совсем незаметно.
Приземление прошло мягко, и не смотря на то, что нас по прежнему немного заносило, страха уже совсем не было. Я им верил. Меня переполняло чувство радости, чувство гордости, мне не терпелось поговорить с другими, но и опять (да,да!) хотелось в небо.

Олег:


«…Взлетели. Красота, но я уже это видел с 3 км прыгая в тандеме... И тут моего аморфного Мишу кто-то подменил. Он мне - хотел летать, дык ЛЕТИ!! ДАВАЙ!! РУЛИ!! А как рулить то? А ты ручку ТУДА, СЮДА, на приборы смотри, я сказал НА ПРИБОРЫ СМОТРИ!!! Что тут началось!!! Я управлял этой бестией практически все время САМ, только фигуры более сложные сначала показывал Михаил, я все равно ничего запомнить не мог - это невозможно, линия горизонта у меня до сих пор ровно не стоит!!! Только слышен был его безумный рев - РЕЗЧЕ ручку РЕЕЕЕЕЕЕЕЗЗЗЗЗЗЗЗЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЕЕЕЕЕЕЕее... от перегрузок помутнение еще то - помню подбородок от груди оторвать не мог... … А ему блин весело... Говорит - домой летим, я ему - НИ!! ЗА!! ЧТО!!! Он, дык уже полчаса болтаемся. Только на проход над взлетно-посадочной его уговорил - эх, все герметично, а то бы я этим пакетиком вниз...»

Саня:


«…Очень легкий взлет, набор высоты – все как в обычном пассажирском самолете, в кабине тепло и сухо . На высоте около 4000 метров начинаем обязательную программу полета: пикирование, горка, бочка, петля и пр.



Элементы высшего пилотажа выполняем по очереди, сначала первый пилот показывает, потом я – самостоятельно. Восторг просто захватывает меня! Успеваю сделать пару фоток прямо в кабине. Интересно, что в момент наибольших перегрузок, когда кровь отливает от мозга, кратковременно теряешь зрение. Сижу я с открытыми глазами, пытаюсь что-то разглядеть вокруг, а ничего не выходит, а потом – опаньки: картинка появилась и мы уже летим вверх «колесами». Особенно мне понравилась «бочка» (вращение вокруг продольной оси) – перегрузок никаких, все видишь, летишь вверх ногами – балдеешь ! После обязательной программы Василий в очередной раз поинтересовался моим самочувствием и спросил: «Ну что, еще полетаем?» Я вспомнил о чем просил пилота перед началом полета и с восторгом ответил: «Конечно!» И понеслась: самолет входит в пикирование под углом 60 градусов (в обязательной программе было максимум 45), потом горка с двумя бочками, полупетля и еще, и еще что-то, но мои глаза уже отказались смотреть на происходящее. Почувствовал, что начинаю отключаться от таких перегрузок и дабы не испытывать дальше возможности своего организма, я попросил Василия закончить упражнения …»

про Саню (независимое мнение):
Самолет заходит на посадку. Саня улыбается, машет рукой, но позирует без особого энтузиазма. Тут поднимается вторая рука и все замечают в ней тот самый «the paket», что комплектуется с самолетом. Наши поздравления – Ваш завтрак!! Но через несколько минут бледность проходит, и наш герой делится с упоением своими впечатлениями, которые не смог испортить этот незначительный казус…(а послевкусие!:-))

Юра:


«…На самом деле, Л39 – это машина совсем другая, и берет она другим. Конечно скорости выше, чем на 52м. Однако, именно поэтому, фигур более пологие, и ощущаются совсем по-другому. Вообще, очень комфортабельный самолет. В кабине я, наконец, согрелся, двигатель не шумит, а ласково поет и совершенно не мешает. Удобное кресло, привязных ремней меньше, чем в 52м и они не затягиваются так сильно. Управлению ничего не мешает, в кабине много места. Чувства в поршневом самолете, который как бы тянет его пропеллер, и в этой ракете, которую толкает аккуратная, но мощная сила, тоже совершенно разные. Пилотирование мне показалось более простым, чем на 52м, в том смысле, что крен и тангаж на нем выдерживать значительно проще. Удивил очень небольшой рабочий радиус хождения РУС. Каких-то миллиметровых движений достаточно для значительных маневров самолета. Из бочки выходить можно позже, чем на 52м, для того, чтобы не пропустить горизонтальное положение. Мне показалось, что в этом самолете мозг менее адекватен положению самолета. То есть на 52м у меня не возникало ощущения, что я лечу головой вниз, когда я летел головой вверх. Здесь – на каждой петле (может оттого, что граница облаков была неравномерна, и некоторые из них были на нашей высоте). Помогали только приборы. Пилот не давал волю моим желаниям пилотировать пожестче. Как только я брал ручку на себя слишком круто, хотя перегрузка едва доходила до 6же и я чувствовал, что могу добрать еще, он просил меня отпустить и не усердствовать. То же на боевых разворотах. В общем, только на земле он сказал, что пилотировать можно на этом самолете и порезче (ну в следующий раз). Л-39 – мягкий, плавный, интеллигентный самолет. А еще – как оказывается мало 20 минут самостоятельного полета!!! Так бы и крутил фигуру за фигурой. Не представляю, как это может надоесть!...»

Сергей:


ya etogo MISHU toze zapomnil nadolgo on podaril mne istinnoe oschuschenie poleta s opitnim i nastoychivim nastavnikom, na zemle tak malo teorii dali.. chto vse prishlos za sekundi uchit..



… Мои впечатления не исключение – все было супер. Но есть одно но. Все было классно первые 15-20 минут полета, пока Александр, мой пилот, окончательно не уверовав в то, что мне передались гены летчика от деда, не исполнил пару фигур сложного пилотажа (не знаю, правда, каких именно) с перегрузкой 6G. В этот момент, видимо, и сказалась усталость после вчерашней дороги Я попросил Александра прервать на этом выполнение показательной программы и дал добро следовать на аэродром. Последующие 10 минут полета до посадки – это была настоящая пытка. Я боролся с самим собой, точнее со своим организмом, чтобы специальный пакетик не нашел своего применения И я победил! Правда, еще минут 40 после приземления, мой организм испытывал почти такие же ощущения, как и последние 10 минут в самолете …

Сергей:


Наташа:


Вылезаю из самолета, и быстрее бегом к остальным: «Как ты? Что делал? Сам?» т.д.



Ждем, пока отлетают остальные. После – обязательная процедура «Разбор полетов», на этот раз с вручением сертификатов о полете. Далее, легкий обед на аэродроме с традиционным остограммиванием. легкая обзорная экскурсия по городу с многовековой историей Вязьме, но все это, в предвкушении бани.



В действительно охотничьем угодье «Оленья» с 5 утра топиться старорусская баня. После такого чумового дня, стольких впечатлений, такого холода, баня – панацея от всего. Несколько раз в парилку, пару раз – в снег -14С, и народ собирался в комнате отдыха. Не смотря на то, что летали все отдельно, каждому казалось, что он просто обязан поделиться своими впечатлениями. Это желание просто выпирало сразу после полетов и не спадало до самого вечера. Вот и теперь в бане, под пиво/минералку с рыбкой/орешками/чипсами льются все те же истории про полеты, про самолеты, про парашюты…



Попарившись, все собрались на торжественный ужин. В лютый мороз уютный деревянный домик банкетным залом 60кв.м. с камином – это просто сказка!! Каждому летавшему вручалась памятная фотография от Extreme.by в обмен на самые яркие впечатления о полете.



Вручения традиционно приурочивали к тостам(8шт=3л), таким образом уже к середине вечера образовалось доверительное отношение располагающее к дружественным беседам. Кульминацией общественного диалога стал парашютный тост(шампанское), после которого народу требовалось индивидуальное общение(по 2-3чел)



… «пусть мама услышит, пусть мама придет, пусть…» кто-то нашел и включил пьяное караоке… Это русская забава отняла у нас много времени, а у хозяев – нервов. Допились до того, что полетов нам оказалось мало, решили заказать реальное катапультирование с самолета на высоте 5 000 м. 16G в момент выброса, только один парашют – Экстрим! это то что надо! Однако выпив еще немного решили на ночь глядя не катапультироваться;-)
… Вечер подходил к своему логическому завершению, но Андрей требовал продолжения банкета, в Вязьму!! В Смоленск!!! Везде!! Сдержались. Поздней ночью всё же улеглись.

Самое печальный момент – это отъезд, все отлетали, надеюсь хорошо провели время, все уже всё сделали. Мы это сделали!!!

Может быть еще разок (пл. Я.Коласа / каравелла: Пикассо, поломанная спичка / ужин:может в Смоленск / завтрак-блинчики, морс / инструктаж: пакет справа, кислород слева / катапульта / ПОЛЕТЫ / обед на аэродроме / экскурсия по Вязьме / русская баня / ужин-шашлыки / караоки-Ласковый май / завтрак / Минск = 48часов)?


-----
Дмитрий Казак
Автор проекта «Полеты на реактивных самолетах» от extreme.BY, член клуба extreme.BY и просто красавец

Обсудить и записаться на следующие полеты можно ТУТ:
http://extreme.by/forum/viewtopic.php?t=1172



ИНФОРМАЦИЯ: Новости | Форум | Каталог сайтов | Карта сайта | Контакты | О проекте
ПОЛЕЗНО: Покупка-Продажа | Фотогалерея | Ваше видео | Скидки посетителям | Где купить | Карта Беларуси
ПАРТНЕРАМ: Наши друзья | Партнерская программа | Размещение информации | Реклама на сайте | Ссылки

extreme.BY © mail@extreme.by - При копировании материалов сайта, активная ссылка на http://extreme.by обязательна.

Экстремальный портал VVV.RU Rambler's
Top100 Rating All.BY Рейтинг@Mail.ru Белорусский рейтинг Rambler's
Top100