Red bull X-Alps - Самые трудные парапланерные соревнования в мире
Забудьте синее небо и облачную базу под 4 000. Х-Alp – это кровавые мозоли, волдыри, ноющие колени и дождь... Вам достаточно? Ed Ewing разговаривал с несколькими участниками, выясняя, что помогло им выстоять…
При свете налобного фонаря Ulric Jessop накладывал свой обед в тарелку. Он съел полкило паштета, кусок сыра, упаковку сливок и пласт бекона, слегка удивившись, как он ухитрился все это умять. Затем провел пальцем по краю алюминиевой кастрюльки и слизал с него остатки сырного соуса. «За сегодня 40 километров»,- это прозвучало так, будто он до сих пор не мог в это поверить.
Это был июнь 2007года, за месяц перед Red Bull X-Alps, - Ulric тренировался по полной. Во время проведения Ozone Chabre Open во Франции он в течении недели начинал с того, что утром поднимался бегом из кемпинга на вершину Chabre – 800 метров вверх и 5 км по расстоянию – с парапланом и подвеской в рюкзаке. На его ногах были закреплены наколенники, а сам он шел размашистой походкой с двумя трекинговыми палками в руках; постоянно включенный МР3 плейер выдавал клубную музыку. Каждый день он покидал лагерь пешком, когда другие пилоты карабкались в микроавтобус, чтобы ехать на старт. Случалось, что он достигал вершины (1352 метра) вовремя, а брифинг начинался спустя 2 часа.
Однажды во время соревнований, когда 120 пилотов стояли на старте и ждали возможности слететь вниз, он, бегущий с включенным плеером, появился на тропе и был встречен аплодисментами. Он улыбнулся, на мгновение оглянулся в замешательстве и продолжил подъем к вершине. Оттуда, поскольку и там не было возможности для старта, он двинулся вдоль хребта, закончив сорокакилометровую пробежку уже в сумерках, вернувшиськ своей палатке.
Для Ulric, участника Кубка Мира, бивуачного полета в Гималаях, ходившего альпинистские маршруты-первопрохождения на восьмитысячники, летавшего и лазившего всю свою сознательную жизнь, Red Bull X-Alps был «прекрасной комбинацией того, чем я занимался последние 25 лет».
Red bull X-Alps. Он справедливо назван самыми трудными парапланерными соревнованиями в мире. Некоторые утверждают, что это самая жесточайшая и рискованная гонка, полный абзац. Длина маршрута 838 км - с востока Австрии на запад Монако, идти или лететь в течение 2-х недель вдоль хребтов внутренних Альп. В 2007-м году гонка стартовала в Krippenstein и имела 5 ППМов: 2995м – Dachstein в Австрии, Marmolada в Италии, Eiger в Швейцарии, Mont Blanc (4807 м, высочайшая вершина Альп), и, наконец, Mont Gros – горка в Монако. Тридцать спортсменов приняли участие. Пятеро достигли финиша, а победителем вторично стал швейцарский пилот Alex Hofer.
Правила просты. Спортсмены обязаны передвигаться пешком либо на параплане. Они не должны пользоваться канатными дорогами, фуникулерами или садиться в поезд. Они должны нести свое снаряжение когда они идут пешком и не должны летать ночью или подниматься в контролируемое воздушное пространство. Кроме всего прочего они когда-то должны были еще и спать.
Хотя поверхностный расчет показывает, что спортсменам нужно было преодолеть «всего» 60 км в сутки, на самом деле горькой правдой оказалось почти вдвое больше. Статистика с прошлогоднего Red Bull показывает, что победитель Алекс преодолел 1488 км за 13 дней. Это в среднем 114 км в день. Он прошел 40% дистанции, а остальное пролетел. В то время как второй призер Tomo Coconea преодолел чуть менее 1350 км, но преимущественно пешком. Он фантастически прошел 1020 км,(76% маршрута), преимущественно бегом. Он не ерзал взад-вперед и в конце гонки без сна преодолел за 30 часов 170 км. Tomo - из Petroani, Румыния. Пилот-инструктор, он тренировался бегать в своих местных горах с парапланом на спине. Он часто спорил со скептически настроенными туристами, что сможет обогнать канатную дорогу, и обгонял! Перед Red Bull X-Alps он провел три недели, передвигаясь в Альпах и исследуя маршрут, что ему советовали сделать некоторые серьезные спортсмены. Во время соревнований он спал 3 часа за ночь и остальное время шел, часто переходя на бег. Когда он попадал под дождь, он менял обувь каждый час, чтобы избежать появления волдырей на ногах. Его помощник Razvan Levarda, сушил вещи своего напарника автомобильной печкой, включенной на полную мощность.
Он был близок к победе в 2007-м году, но в конце его обошел Алекс, пролетевший в крайний день 100 километров и приземлившийся в 13 км от финиша. Алекс бежал последние 3 часа и достиг цели на пять часов раньше румынского «Бегущего человека». На следующий день Алекс «приводнился» в Med чтобы вторично получить чемпионский титул.
Для тех, кто следил за гонкой в интернете, это было захватывающее зрелище. Но для спортсменов она слишком часто становилась адом.
КАЧАЙ МУСКУЛЫ
«Участники соревнований - это прежде всего пилоты, а потом уже бегуны»,- сказал Aidan Toase, британский пилот, участник двух X-Alps, пришедший в прошлом году шестым. «Томо прекрасно показал, чего вы можете достичь, если вы делаете ставку в первую очередь на физическую силу и выносливость. Покрыть 140 километров за 24 часа и придти вторым - это полностью обесценило значение его физической подготовки». «Не существует специальных правил, как тренироваться для X-Alps,- сказал Aidan.- Другого такого мероприятия просто нет».
Он добавил: «Это зависит от ваших собственных сильных и слабых сторон. Для каждого необходима серьезная физическая подготовка, но победа в гонке только за счет этого стала бы уникальным случаем. Вы должны уверенно летать в одиночку в незнакомой местности и полностью обеспечивать свою безопасность».
В прошлом году швейцарцы Hofer и Martin Muller первыми достигли Mont Gros, но получили 36 часов штрафа за преждевременный вход в контролируемое воздушное пространство. «Я налетал в Альпах тысячи километров, каждый год, в течение десяти лет,- говорит Алекс,- преимущественно по незнакомым маршрутам».
Он добавляет: «Безусловно, я должен тренироваться ходить и бегать перед каждыми X-Alps, в противном случае участвовать было бы очень тяжело, практически не реально». Он говорил об этом очень легко. Но на самом деле это не так.
«С точки зрения физической выносливости это, возможно, наиболее тяжелые соревнования»,- говорит Aidan, регулярно участвующий во многих приключенческих гонках. «Я не могу вспомнить никаких других соревнований с безостановочным движением в течение такого длительного времени по такой сложной местности».
Он добавляет: «Но тренировки с целью быть супер-атлетом это только полдела. Вы должны быть настолько тренированы, чтобы двигаться без травм и аварий».
Как вы этого добьетесь – это ваши проблемы. Simon Copi из Словении, который преодолел 487 км из 838 в 2007-м году, сказал, что он тренировался, как перед Гималайской экспедицией. Honza Rejmanek (США, 696км) сказал, что тренируясь он прошел свыше 45000 метров по перепаду высот с грузом от 20 до 30 кг за три месяца в рамках программы подготовки на вулкане в Чили. Lloyd Penicuik (Австралия, 555 км) сказал, что он общался со своим другом, одним из ведущих спортсменов в соревнованиях по приключенческим гонкам, который заставил его вначале бегать по ровной местности перед тренировками на крутых склонах с грузом. «В течение последних нескольких месяцев я регулярно бегал с грузом в течение многих долгих часов».
Kari Castle, одна из всего двух женщин – участниц X-Alps, призналась, что она оказалась абсолютно не готова. «Я достигла финиша в гонке (2005). - Говорит Каri,- Я постоянно думала, что не должна сдаваться. Каждый день я боролась, чтобы не сдаться». За два месяца до соревнований у нее была хирургическая операция на колене, и она согласилась принять участие только после того, как ее пригласили быть одной из организаторов гонки. Спортсменка тренировалась в езде на велосипеде, посещала гимнастический зал и на старт поднималась исключительно пешком.
Она спросила себя: «Что я должна делать? - Я нуждаюсь в тренировках на беговой дорожке, поскольку раньше все передвижение происходило именно по таким мощеным дорожкам. У меня были эти чудесные фантазии о ходьбе по этим красивым Альпийским тропинкам вверх к еще более прекрасным стартам с «воздушными змеями» («воздушный змей» – пилотский сленг – пилот, взлетевший первым «на мясо»), летающими всюду вокруг. Ха-ха. Время очнуться».
БИТВА ИНТЕЛЛЕКТА
Насколько это все требовало физических усилий, настолько же оно требовало и усилий умственных. «Бесконечный оптимизм и стремление отыскать путь к победе было огромной поддержкой»,- говорил Aidan. К концу прошлогодней гонки Aidan растянул мышцу. Это означало, что идти ему было просто больно. Он представлял, что его ноги были «сверхпрочным механизмом, работающим на швейцарском шоколаде». «Оказалось, что это сработало».
Двукратный победитель Алекс Хофер буквально имел жидкий стул от страха, когда впервые участвовал в Х-Аlps. Наиболее трудным у него выдался второй день: «Из-за сильного нервного возбуждения у меня был ужасный понос. У меня вообще не оставалось сил и путь в Монако казался непреодолимым. Я хотел найти место, чтобы упасть ничком и уснуть, но мой помощник не дал бы мне этого сделать». Другие пилоты пролетали над ним. «Я упал в речку, и все остальное мне было просто до лампочки» (в оригинале – «fucked»).
Сегодня он говорит: «Я приобрел огромный опыт, и достаточно подготовлен, чтобы продолжать движение, даже если сильно отстал за предыдущий день». Но не только прошлогодний Х-Аlps помог Хоферу быть морально готовым к нынешнему. «У меня есть опыт побеждать в соревнованиях. Это позволяет мне сохранять спокойствие, сражаясь за первое место».
Способность принимать решение также является несоизмеримо важным элементом. «Принятие решения подниматься ли на вершину, чтобы полететь, было возможно самым трудным делом,- говорил Lloyd Penicuik.- Когда стартовать – это второй сложный вопрос. Летая фри-флаером или участвуя в соревнованиях мы с этим не сталкиваемся. Здесь вы постоянно оцениваете последствия. Сколько энергии займет подъем вверх? Какое расстояние я смогу преодолеть, если просто побегу?» Kari Castle говорит тоже самое. «Я ставила себе вопросы. Должна ли я идти наверх и осмотреться? Затем подумала: я здорово устала, я не уверена, что смогу вынести спуск вниз, если не смогу стартовать. Что делать, если там будет удобное место для старта, но я не смогу увидеть в ущелье место, пригодное для посадки?»
И еще раз о вашем снаряжении. «Для следующего Х-Аlps ,- говорит Simon Copi безо всякой иронии,- я отел бы иметь легкий параплан». Его легкая подвеска SupAir lightweight harness использовалась им в качестве рекламы, а во все остальное время ему хотелось выбросить пару лишних килограммов. Переноска снаряжения забирает уйму времени, поэтому важно уменьшить его вес.
Если участие в гонке сильно бьет по вашему карману, как это произошло с Lloyd, то это повод просить или одалживать. «Я сам оплачивал свое участие, поэтому у меня не было выбора, кроме как побираться, что я и сделал»,- сказал он.
Другие пилоты оказались более удачливы. Для Х-Alps 2007 Ozone субсидировал четырех пилотов, включая Ulric иAidan, дав им облегченную версию Mantra M2. Остальным тоже повезло: «Живя в Китае, я находился довольно далеко от происходящего,- говорит Алекс Хофер.- Я честно не знал многое о новейшем снаряжении. Я просто доверил это моим друзьям из UP, которые всегда помогали мне сделать правильный выбор». На тот случай, когда надо подняться вверх и лететь. Или бежать.
Безусловно, снаряжение играет огромную роль, соглашаются пилоты, но более важно, если вы знаете, как оно работает и доверяете ему, когда пользуетесь новейшей техникой.
«У меня нет снаряжения, по поводу которого я бы стал сомневаться: «брать-не брать»,- сказал Ллойд.- Я беру минимум снаряжения. В следующий раз я буду еще более внимательно проверять свое снаряжение, убеждаясь, что характеристики подвески и купола соответствуют одна другой и моему стилю полетов». Simon Copi говорит, что наиболее важное снаряжение - это «походная кухня, доступ в интернет, ясная голова и отсутствие мозолей». У Lloyd список предметов первой необходимости еще короче: «Носки, сделанные из правильной ткани, очень важны».
Kari вторит им: «В первый день я сильно расстроилась из-за этих огромных ботинок, предназначенных для старта с ледника. Большая ошибка! Помню, когда оглянулась на остальных участников соревнований, то все они были в треккинговых ботинках. Я поняла, что у меня будут проблемы. Три часа спустя у меня были огромные волдыри на подошвах, которые с каждым днем становились все хуже и хуже. Никогда прежде у меня так не болели стопы. В этой ситуации с уверенностью могу рекомендовать сандалии. Я одевала их в последние три дня гонки, а желательно было бы сделать это раньше. Пилот, закончивший гонку со вторым результатом в прошлом году, весь путь прошел в сандалиях».
ТВОЯ ВТОРАЯ ПОЛОВИНА
Теперь о твоем партнере. «Пилот должен лететь и идти.- Сказал Алекс.- Грамотный помощник должен заботиться обо всем остальном».
У него это были Heinz Haunschild в 2005-м и Sandro Schnegg в 2007-м. «Оба были великолепными помощниками,- сказал Хофер,- в противном случае у меня не было бы шансов на победу». В следующем году в этой роли будет Elizabeth Rauchenberger. «Я думаю, что она будет прекрасным помощником»,- сказал он.
«Для спортсменов, близко не знакомых с Альпами, помощник - это половина дела,- говорит Ллойд.- Моим помощником был мой друг, с которым мы раньше вместе летали. К сожалению, нам не удалось пообщаться в последствии».
Ллойд не стремился вдаваться в подробности, вместо этого он просто сказал, что «его маршрут был спланирован достаточно хорошо». Но это-то и испортило ему гонку. «Это принципиально, чтобы помощник знал о своей роли в гонке,- говорит он,- по существу он должен быть твоим рабом в течение всей гонки; ты не можешь просто сбегать в магазин за продуктами. Он твой спасатель, твой повар, твой водитель, твой психолог. Думаю, что я достаточно ясно выразился о важности роли помощника». Он добавляет: «Ваш помощник должен быть позитивно настроен в любое время и не проявлять свои эмоции». «Однако,- говорит Aidan Toase,- это не так просто подобрать себе помощника. Возможно, что это наиболее важное в гонке. Мне реально сложно было кого-то подобрать». Он уточнил, что помощникам приходится работать во время своего летнего отпуска не за страх а за совесть - они не получают ничего, кроме благодарности пилота. «Это важный вопрос. Главный момент в том, что вы с вашим помощником можете разделить успех, а в случае неудачи остаться в уверенности в том, что это случилось из-за помощника».
Помощник Томо говорит, что он спал меньше, чем «Бегущий человек». «Нужно было столько приготовить прежде, чем он ляжет спать и перед тем, как он проснется.- Сказал он в прошлом году корреспонденту.- Когда он бежит, он не должен нести лишний вес, поэтому каждые 30 минут я должен был к нему подбегать и пополнять его флягу с водой. После этого я возвращался на дорогу и должен был убедиться в том, что он движется в правильном направлении».
И Ruth Jessop, жена Ulric и его помощник в Х-Аlps, называла помощника «очень одиноким одиночкой». Помощники, по ее словам, проводят массу временив движении, перeдвигаясь как пешком, так и за рулем. «Смысл в том, что я должна ехать вперед, проверять маршрут, затем двигаться назад навстречу к Ulric, идти к нему от машины и опять ехать. Это реально тяжело для обоих, как физически, так и эмоционально».
В конце маршрута возникла проблема. «Из-за плохой погоды мы были вынуждены выбрать другой маршрут, один из тех, которые мы не успели проверить перед соревнованиями, поэтому я была часто вынуждена изрядно попотеть, чтобы найти тропу, иногда приходилось пробежать по ней, чтобы выяснить, куда она выходит».
Помощники также отвечали и за техническую поддержку. «Это были постоянные прогнозы погоды или зарядка телефона, камеры, GPSa, ноутбука, фонарика и т.д.,- говорит Ruth,- а также ежедневное десятиминутное ведение дневника.» Спортсмены были связаны обязательствами с отделом маркетинга Red Bull на протяжении всех соревнований, а это означало ежедневную фото- и видеосъемку и ведение дневника. Это правило. «Десять минут это не так уж и много, но мы, казалось, забывали об этом до конца дня, и поэтому большинство наших видеодневников было о нас, отходящих ко сну». Худшей участью помощника по словам Ruth было «ощущение беспомощности, когда Ulric стартовал и ему не удавалось хорошо улететь, понимание того, что сейчас ты реально не в силах ему чем-либо помочь, понимание того, что после приземления он должен провести остаток дня в пути с трудом преодолевая расстояние по трассе, загруженной автотранспортом».
И еще раз о еде. «Когда я не находилась в движении, я готовила еду,- говорит Ruth.- К концу мы оба были настолько выдохшиеся, что Ulric не мог съесть много и шел на одних желе и энергетических батончиках. Это порождало во мне ощущение того, что я не могу ему помочь». Безусловно, она была не в силах помочь – пара финишировала восьмой с результатом 708 км.
ФИНИШНАЯ ЧЕРТА
В прошлом году Aidan Toase финишировал в ста двух километрах от цели, пройдя 736 км. Его «вечный оптимизм» значил то, что он продолжал движение даже после того, как повредил ногу и мог спускаться со склона только задом наперед.
«Передо мной все еще оставались четыреста километров, ужасный прогноз без единого шанса улететь и задача догнать других участников в то время, когда Томо был на 40 км впереди и продолжал бежать»,- вспоминает он. Но он не успокоился. «Для меня все замкнулось на преодолении дистанции и достижении Монако».
Kari Castle также не успокоилась, даже в то время, когда ее «уровень безопасности оставлял желать лучшего». «Наибольшую проблему представляли эмоциональные нагрузки, которые ежедневно требовали достаточное количество энергии,- говорит она.- Я чувствовала себя сломленной и обессиленной. Но что-то поддерживало меня в пути и я действительно рада, что прошла это. Я знала, что сдавшись почувствовала бы себя еще хуже».
В 2005-м, услышав, что Алекс достиг Монако, Кари знала, что она должна двигаться в течение оставшихся 48-и часов, прежде чем гонка будет официально закрыта. Ее помощник Crage нарисовал финишную черту на 200 км отметке и встретил ее с ледяным пивом. «Сесть и отпраздновать мою собственную маленькую победу и помечтать о победе в гонке – это было классно!»
Для одного человека дважды это становилось более чем просто мечтой. Его искусство летать, сочетающееся с отличной физической подготовкой, все оплатили сполна – он приземлился в 13 км от Mont Gros и ему осталось только достичь его за оставшиеся несколько часов уходящего дня. « Мое тело было разбито, но я так ему благодарен за то, что был способен бороться за победу в тот момент, когда еще сегодня утром был далеко позади,- отозвался Хофер.- Бежать вдоль склона Монако, не думая о мозолях или растяжениях, наслаждаться хорошей погодой, синим морем и вкусом победы. Это было потрясающе. Это мои лучшие воспоминания».
СЧЕТ
Х-Альп будет стоить вам очень дорого, вы можете в этом не сомневаться – и в плане денег, и в плане времени. «Я думал, что нам это обойдется около трех месяцев потерянных заработков на двоих - это шестимесячный доход. Ох-х-х….- Сказала Ruth Jessop, помощник Ulric.-Месяцы тренировок Ulric означали, что он тратил время на ходьбу, бег, езду на велосипеде и полеты, или мы разрабатывали различные маршруты и искали спонсоров».
Она добавляет: «Гонка продолжалась 17 дней, но вам нужна еще неделя для предсоревновательной подготовки в Obertraun, а также время на дорогу, так что добавляйте еще неделю. Добавьте еще несколько дней после соревнований, пока вы придете в себя и будете в состоянии выйти на работу. Подсчитав это, вы получите, что соревнования занимают как минимум месяц». Вы можете добавить еще три недели, если планируете перед соревнованиями проехать маршрут на автомобиле.
Что есть сколько?
Ваши затраты за 21 день соревнований выглядят примерно так:
Аренда фургона 2000 евро
Карты 750 евро
Батареи 250 евро
Дополнительные электрокабеля в машину 125 евро
Специальное оборудование 500 евро
10% Н/З 650 евро
Горючее 750 евро
Оплата мобильного телефона 750 евро
Аптечка 250 евро
Продукты 1000 евро
Пошлины 125 евро
Всего за 21 день 7150 евро.
КРИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ
Вы не можете прожить на ягодах и орехах две недели. В гонке Х-Альп правильное питание – ключ к успеху.
«Мне хотелось, чтобы кто-нибудь отговорил меня есть этот сэндвич»,- Honza Rejmanek достал палку «салями» со дна холодильника, купленную еще до Red Bull. «У меня было кошмарное пищевое отравление,- сказал он.- Кризисный момент был в первый час - когда мы стартовали с вершины холма, и я выблевал все содержимое моего желудка».
Пища важна. Для двукратного победителя Алекса Хофера это первый номер в его списке. «То, чего я стараюсь избежать любой ценой,- это быть голодным во время гонки». «Однажды мне пришлось спать на высоте 2700 метров, в дождь, завернувшись в мой параплан, но и тогда у меня был с собой в качестве Н/З кусок паштета. Без пищи я бы чувствовал себя в тот момент последней собакой».
Еда – основа жизнедеятельности, и спортсмен должен полноценно питаться, чтобы избежать гипогликемического шока во время движения. Ruth Jessop поддерживала своего мужа Ulric в соревнованиях 2007 года. Она потратила массу времени на исследование того, какая пища лучше усваивается при передвижении в Альпах.
Она говорит: «Главное – потреблять грамотно скомбинированную питательную пищу. Я думаю, что люди знают, что мы используем походные полуфабрикаты сухой заморозки,- во время движения через населенные пункты у нас есть возможность приобрести эти продукты в магазинах».
Она добавляет: «Моя теория проста и я часто разнообразила меню различными свежими продуктами». Однако это не всегда было возможно. «Я реально старалась изо всех сил, чтобы найти магазин, в котором мне продадут то, что я хотела – вы могли получить любые сухие колбасы, но часто не было свежих овощей или мяса».
Другой важный момент – это чтобы пища была аппетитной. «Я использовала массу трав и специй, чтобы пищи была ароматной,- говорит Руфь.- Не просто огромные тарелки безвкусного паштета или кастрюля лапши».
Чего не стоит употреблять? «Оставьте мысли о сыре, это вам ничего не даст, а после жирной пищи вы будете чувствовать себя плохо,- говорит она.- Хлеб был еще одной проблемой. Жесткие корки вызывали проблемы со слизистой оболочкой полости рта. Спланировать же ежечасные перекусы без хлеба было очень трудным занятием.»
«Фрукты также были причиной проблем со слизистой»,- говорит Руфь. Спортивные диетологи говорят, что такой результат закономерен у спортсменов, переносящих экстремальные нагрузки. Язык становился изъязвленным и болезненным из-за питья из фляг и бутылок и от грубой пищи типа каш мюсли. Обычно после четырех дней спортсмены находили их несъедобными.
«В конце гонки единственным, что я могла ему реально предложить, был йогурт,- говорит Ruth,- я не уверена в том, что меня сейчас больше выводит из себя: вид бутылки йогурта или вид банки «Ред Булла».
В этом на гонке недостатка не было. «Каждый второй день к нам подбегали посыльные и передавали по 24 банки «Ред Булла», это значит, что каждый из нас выпил за гонку около ста банок. И как бы мне ни печально об этом говорить, употребление «Ред Булла» было мощным способом сохранить бодрость».
Сколько жидкости нужно спортсмену, насколько она должна быть горячей и насколько сладкой. «Я всегда имела бутылку приготовленного энергетического напитка». Его, а также воду Ruth держала в машине. «Каждый источник воды был для меня объектом поклонения – я не могла проехать мимо, не остановившись и не наполнив фляги водой».
Подводя итог, можно сказать, что основной задачей помощника было держать «топливный бак» заправленным. «Однако, как бы вы не старались, вы не сможете предотвратить потерю веса спортсмена и все, что бы вы не делали, оказывается недостаточным,- говорит Руфь,- главное – это чтобы в его руках всегда была еда».
Опубликованов Cross Country №119
|
|