Вид спорта, который мы сейчас называем виндсерфингом эволюционировал под названием парусная доска в сороковых годах прошлого века и начало ему положил американец Ньюман Дарби (на рис.), который с 10 лет стал одержим идеей судов, лодок и других средств передвижения на воде. Именно в десятилетнем возрасте в конце 40х годов прошлого века он сконструировал свою первую парусную доску, использовав небольшой катамаран, однако попытка оказалась неудачной. Доска не могла маневрировать и скоро вообще утонула. Дальше, на протяжении ряда лет последовали новые и новые попытки усовершенствовать конструкцию, и только в 1964г. он добился того, что его конструкция стала плавучей, способной поворачивать, и, главное, что тогда всех удивило, человек, управляющий этой конструкцией, стоял в вертикальном положении, а не сидел, как это было принято с незапамятных времён в управлении маленькими лодками.
Вот как выглядела парусная доска Ньюмана:
Только с 1964 года начинается официальная история парусной доски или виндсерфинга, как мы это понимаем теперь. Поэтому родоначальником и отцом виндсерфинга считается именно Ньюман Дарби. После установки шверта (центральный плавник) Ньюман убедился, что доска идёт на ветер, после чего он сделал вывод, что такой новый спорт имеет право на существование. В этом же году Ньюман открывает семейный бизнес по производству своих досок и даже привлекает моделей для проведения рекламных акций
С приходом в фирму своего брата Рональда в 1965 году начинается этап революционных усовершенствований, например такого, как изобретение гика, приблизительно в том виде, который существует сейчас. Однако в этом же году начались неудачи, пожар в цеху уничтожил прототип новой доски на которую они собирались получить патент и в 1966г. Ньюман заявил, что они продали 160 досок за весь период существования фирмы, но этого не хватает даже на то, чтобы покрыть расходы. По причине этого данный бизнес был свёрнут и фирма переключилась на производство лодок, ванн и умывальников. Только в 1980г. Ньюман, полностью осознав что он потерял, возвращается назад к виднсерфингу и продолжает заниматься дизайном парусов.
Именно на рубеже этого времени в 1967г. на горизонте появляются имена Джима Дрейка и Хойли Швейцера, которым другая история приписывает создание виндсерфинга. Однако очевидцы утверждают, что первые доски, которые испытывали Дрейк и Швейцер очень сильно напоминали своими формами доски Ньюмана. У Дрейка и Швейцера оказалось более острое чутьё на будущее и что этот спорт сулит многомиллионные прибыли, поэтому в 1968 году они получили патент на изобретение парусной доски и паруса с гиком. Этот год считается ещё одной официальной точкой отсчёта в истории виндсерфинга, а Джим Дрейк считается ещё одним отцом виндсерфинга, однако, как мы видим выше, это не совсем так. Тем не менее, права на производство парусных досок и парусов к ним с 1968г. принадлежали Джиму Дрейку и Хойли Швейцеру.
Как бы то ни было, Джим Дрейк был очень талантливый человек, окончивший Стэндфордский университет и получивший диплом инженера в области аэронавтики. Он стал одним из основателей фирмы, которая работала в интересах Пентагона, участвуя в разработках военных самолётов и ракет. Давно выйдя на пенсию, он до сих пор остаётся консультантом Пентагона, однако более всего, сфера его интересов до сих пор сводится к виндсерфингу и работе на фирме Starboard, на которой родилась концепция последнего поколения гоночных досок класса Формула. В настоящее время Джим Дрейк проживает в Северной Каролине и продолжает путешествовать по всему миру в поиске новых инновационных идей, чтобы придать этому спорту новый, свежий импульс. Неслучайно, в Галерее Славы Виндсерфинга в PWA (Professional Windsurfing Association = Профессиональная Ассоциация Виндсерфинга), включающей более 60 имён Джим Дрейк занимает одну из первых строк.
Изобрести конструкцию, называемую парусная доска мало. Необходимы были титанические усилия, чтобы вызвать массовый интерес к новому изобретению среди людей. И таким человеком был компаньон Джима Дрейка Хойли Швейцер (род. 8 апреля 1933г. в Лос Анжелесе). Он дал дыхание виндсерфингу, как виду спорта и трансформировал его на массовый уровень. Он был первый, кто начал серийное производство досок под названием Windsurfer, а так же одним из основателей и главным промоутером соревнований в этом новом спорте, которые начали проводиться в так называемом классе One Design. Его имя так же внесено в список Галереи Славы Виндсерфинга PWA.
Наверное таким виндсерфинг (как доска) и оставался бы очень долгое время: громоздким, неуклюжим, малоскоростным, тяжёлым и тд., если бы идеей этого спорта в 1969г. не проникся Майк Уолц ( ученик Хойли Швейцера). Начал участвовать в соревнованиях с 1970г., когда ему было 10 лет. С 1970 по 1981 ежегодно входил в тройку призёров всех национальных и международных соревнований по виндсерфингу, проводимых в классе One Design. С появлением в виндсерфинге других дисциплин помимо гонок (фристайл, слалом) Майк стал первым обладателем трёх кубков, победив соперников во всех трёх дисциплинах на соревнованиях на Окинаве. Но таких ярких звёзд в виндсерфинге немало. Заслуга Майка, пожалуй, в другом. Именно ему мы обязаны появлением маленькой короткой доски. Майк стал первым, кто установил парус на доску для традиционного серфинга в 1979 году и с тех пор мир виндсерфинга изменился навсегда. Конечно, это не означает, что и по сей день на доски для серфинга устанавливают паруса, доски теперь совсем другие. Однако сама концепция маленькой, короткой доски на которой, казалось бы кататься невозможно потому что она тонет, в корне разрушила понятие, что доска должна быть всегда большой, плавучей, а следовательно тяжёлой и медленной. Продемонстрировав в 1979г. что на маленькой досочке можно не только кататься, но и очень быстро, а так же прыгать и вытворять другие замысловатые трюки, Майк Уолц совершил революцию в виндсерфинге и именно ему мы обязаны преданностью, увлечённостью, насыщенностью адреналином и другими положительными эмоциями в этом спорте. С 1979г., с появлением маленькой доски, в виндсерфинге начинается настоящий бум: резко растёт количество новых людей, приходящих в виндсерфинг, резко увеличивается спрос на снаряжение, резко увеличивается количество фирм-производителей снаряжения и появляется новая дисциплина Wave (Вэйв), самая зрелищная, увлекательная, эмоциональная и по сей день.
Неслучайно, что имя Майк Уолц заслуженно входит в список Галереи Славы Виндсерфинга PWA. В настоящее время Майк успешно процветающий бизнесмен в туристическом, рекламном, издательском бизнесах, однако большей частью проводит время вдалеке от толпы, занимаясь в удовольствие виндсерфингом, серфингом и другими видами водной активности на островах Гавайского архипелага.
Ну, и последнее знаковое событие в мире виндсерфинга, это появление на рубеже 21 века нового класса досок Formula (Формула), коротких 260-280см, широких 90-100см и лёгких 8-9кг, предназначенных для скоростного катания при очень слабых ветрах от 2.5м/с, до достаточно сильных 10-15м/с. Как говорилось выше, появлением этого класса мы обязаны фирме Starboard. Этот класс пришёл на смену медленным, тяжёлым и устаревшим доскам класса One Design. С появлением Формулы заниматься виндсерфингом в слабый ветер стало интересно и очень популярно как на любительском, так и на профессиональном уровне. Начавшая было сходить со сцены дисциплина Race (Гонка) получила новый импульс и ожила. В настоящее время она, по-прежнему, проводится в рамках PWA с участием сильнейших спортсменов планеты. Параллельно этому Формула выделилась в совершенно отдельный класс со своей отдельной организацией и структурой FW Class organization, которая независимо от PWA проводит свой чемпионат мира, как результат ежегодно мы имеем двух чемпионов мира в гонках класса Формула. Как бы то ни было, это является признаком очень высокой популярности во всём мире данного типа досок и стиля катания.
Говоря о наиболее знаковых вехах в истории виндсерфинга я больше упоминал о досках, а ведь виндсерфинг это ещё и парус, за счёт которого доска получает импульс и двигается вперёд. Парус это неотъемлемая часть снаряжения и сложно даже однозначно сказать, что важнее, парус или доска. Посредством паруса энергия ветра предаётся в движение, и, насколько эффективно происходит это превращение, настолько эффективно происходит движение доски. Если на самую лучшую доску поставить очень плохой парус, то результат будет ничтожный. Тоже самое произойдёт, если самый лучший парус поставить на плохую доску. Поэтому неслучайно, что развитие парусов в виндсерфинге постоянно шло параллельно с досками и претерпело сотни, а то и тысячи изменений и инноваций. От простого куска парусины, натянутой на алюминевую или деревянную мачту, до тонкой, лёгкой, прозрачной и очень прочной высокотехнологичной плёнки, натянутой на карбоновую мачту, сравнимую с весом рыбацкой удочки, и выдерживающую невероятные нагрузки до 400-600кг. История развития парусов претерпела такой же долгий путь, полный побед, и заслуги одного из таких людей, которые посвятили себя созданию и совершенствованию парусов хотелось бы отметить. Имя этого человека Барри Спаниер (род. 30 июля 1946г.) Он и по сей день заслуженно считается самым великим дизайнером парусов. Сотни тысяч людей по всему миру, как любителей, так и профессионалов отдают предпочтение парусам, разработанным этим человеком. Ни одна дисциплина виндсерфинга уже на протяжении целого ряда лет не прошла без победы спортсменов, выступающих на парусах, созданных Барри. Сегодня это пожалуй, единственный человек в мире виндсерфинга среди дизайнеров парусов, который прошёл путь от истоков до непревзойдённого мастера наших дней. Конечно же, имя Барри Спаниера внесено в Галерею Славы Виндсерфинга PWA.
На этом история виндсерфинга не заканчивается. Историю этого спорта создавали не только изобретатели, производители и дизайнеры, но и сотни выдающихся спортсменов, благодаря усилиям которых этот спорт до сих пор развивается бурными темпами и находит новых поклонников в том числе у нас в Беларуси. Перечислить их и их достижения невозможно. Это тема бесконечная. Однозначно одно. Благодаря этим именам, достижениям и сложности, исполняемых этими спортсменами трюков у виндсерфинга большое и интересное будущее.