Во-первых, голова. В принципе, научить стартовать, управлять куполом в воздухе и приземляться можно практически любого человека, владеющего парой рук и парой ног. Но далеко не каждый сможет летать хорошо и, главное, долго, если не будет использовать округлый предмет, обычно размещенный у человека на шее, исключительно для ношения защитного шлема.
Хороший пилот должен уметь наблюдать, быстро реагировать на изменение обстановки, находить термики (восходящие потоки теплого воздуха), контролировать поведение купола и делать еще массу жизненно необходимых вещей. Самая непостоянная и изменчивая из всех стихий - это воздух, и не надо думать, что она позволит относиться к себе пренебрежительно.
Во-вторых, нужно набраться терпения и сил, ибо на первых этапах обучения полетам на параплане начинающий сильно напоминает беспомощного ребенка: долгие мучения с подъемом купола на старте, пять секунд полета, потом параплан погружается на спину и транспортируется на горку. И хотя горки в Беларуси маленькие - по 10-20м, но после десятого подъема начинает казаться, что забрался на пол-Эвереста. Но сильно не огорчайтесь: когда вы научитесь уверенно поднимать купол и управляться с ним на земле, можно будет перейти к буксировочным полетам - это затяжка с помощью специальной лебедки на высоту 200-500 м. И тогда ходить вам придется гораздо меньше. Но это потом.
На первых занятиях надо быть готовым к приличным физическим нагрузкам, пока необходимые навыки не закрепятся на уровне мышечной памяти. Но зато у всех первые полеты вызывают бурю эмоций, как во время первой любви. А когда крыло начинает восприниматься продолжением своего тела, то радость от полета возрастает многократно.
Также, вам понадобится удобная обувь и одежда. Ботинки желательно иметь типа треккинговых , которые хорошо удерживают голеностоп и имеют прочную подошву типа Vibram. Для начала можно пользоваться и кроссовками, но лучше сразу иметь хорошие ботинки, поскольку это одна из составляющих вашей безопасности.
Одежда тоже должна быть прочной и удобной. Обязательное условие и летом, и зимой - штаны и майка или куртка с длинным рукавом , чтобы избежать ссадин и царапин о траву или о землю когда случайно падаешь.
Еще, вам не обойтись без денег, как бы банально это не звучало. В принципе мы уже привыкли к тому, что за любое удовольствие нужно платить, особенно когда получение удовольствия связано с использованием достаточно сложного и дорогого снаряжения. А наше удовольствие основано на использовании именно такого снаряжения (но в мире авиации это самая дешевая экипировка).
Желательно иметь и страховку от несчастных случаев. Конечно, она, как правило, не нужна, но лучше, чтобы она у вас все-таки была. Потому, что в любом виде спорта существует вероятность травм, и парапланеризм не является исключением.
Что дальше?
Дальше вам нужно будет хотя бы на пару недель забыть о даче, футболе, тещиных блинах и все свободное и даже не совсем свободное время посвятить посещению окрестностей в обществе инструктора, параплана и других таких же "уколотых".
Обычно условия нам диктует погода: а именно направление и сила ветра. В зависимости от направления ветра выбирается какая-нибудь из горок. В теплое время года в солнечные дни обучение обычно происходит часов до 11 утра и после четырех, потому что в середине дня из-за прогрева воздух становится слишком турбулентным, а это является дополнительной сложностью для начинающих (и благом для летающих пилотов). Конечно, любой пилот рано или поздно вынужден будет познакомиться с этим явлением, но желательно, чтобы это произошло после приобретения необходимых навыков. Для обучения нужен ламинарный, без порывов, ветер силой 2-5 м/сек. Поэтому в полдень господа учлеты отдыхают, пьют пиво и наблюдают, как летают те, кто уже может себе позволить летать в любых допустимых условиях. Обучение можно начинать и зимой, чтобы весной уже летать, а не «бегать» по склону.
Очень важно для любого пилота правильно оценивать свои возможности применительно к тем или иным погодным условиям. Излишняя самоуверенность и завышенная оценка своих способностей часто могут привести к очень грустным последствиям. Поэтому перед каждым стартом следует хорошенько подумать: а справлюсь ли я с куполом в такой ветер, будет ли мне комфортно в воздухе, найду ли я место для посадки? Помните: всегда лучше на земле жалеть о том, что находишься не в воздухе, чем в воздухе жалеть о том, что ты не на земле. И тогда количество ваших стартов будет равняться количеству посадок.
Начальный курс обучения рассчитан на 10 летных дней. Но, как правило, большинство людей из-за работы не могут заниматься в будние дни и в основном планируют занятия по выходным , поэтому реально обучение может растянуться на пару месяцев. Завершается курс зачетом по теории и практике и выдачей пилотской лицензии.
А вот дальше и начинается самое интересное:
Но об этом смогут узнать только те, кто захочет это узнать.